Анненков.ru - Перейти на первую страницу
 
Анненков Юрий Павлович, автопортрет

Анненков Юрий Павлович

Мандельштам-Чуковсий-Лившиц-Анненков Юрий Павлович

Анненков Юрий Павлович, автопортрет

Юрий Павлович Анненков

Русский художник, деятель театра и кино, литератор, выдающийся представитель русско-французского модерна и авангарда. Родился в Петропавловске-Камчатском (по другим данным - в казахстанском Петропавловске) 11 (23) июля 1889 в семье народовольца П.С.Анненкова, отправленного в ссылку за соучастие в убийстве Александра II. В 1892 семья вернулась в Петербург. Посещал школы-студии С.М.Зайденберга и Я.Ф.Ционглинского (1908-1910); занимался также в Училище технического рисования барона А.Д.Штиглица (1909-1911) и парижских мастерских М.Дени и Ф.Валлотона.

С 1913 - снова в Петербурге. Оттачивал свой остроумный и динамичный графический стиль в журнальных рисунках (для "Сатирикона", "Театра и искусства", "Лукоморья" и других изданий). Сумел органично соединить в своих произведениях, в том числе в живописи (Адам и Ева, 1913, Третьяковская галерея, Москва), гибкую ритмику и декоративность модерна с чертами гротескной "зауми" в духе футуризма. Вошел в число видных деятелей нового русского театра - прежде всего, в качестве главного художника "Кривого зеркала" Н.Н.Евреинова, где он оформил почти все спектакли, выступив одним из зачинателей экспрессионизма на русской сцене (исполнил и иллюстрации к книге Евреинова Театр для себя, 1915-1916). Оформлял представления артистического кабаре "Привал комедиантов" (1916-1917), революционные массовые спектакли (Гимн освобожденному труду и Взятие Зимнего дворца; оба - 1920). Опубликовал статьи Ритмические декорации (1919) и Театр до конца (1921), где выдвинул идею кинетически изменяющихся беспредметных декораций, - и осуществил этот замысел в постановках Большого драматического театра (эпохальный в этом смысле Газ Г.Кайзера, 1922; и Бунт машин А.Н.Толстого, 1924).

Еще в предреволюционные годы разработал самобытный тип "эстетского", чрезвычайно броского графического портрета, многие из этих рисунков (А.А.Ахматова, М.Горький, Е.И.Замятин, Б.Л.Пастернак, В.Ф.Ходасевич и др.) по праву считаются классикой литературно-художественной иконографии. В 1917-1922 году зарисовал с натуры А.Ф.Керенского, В.И.Ленина, Г.Е.Зиновьева и ряд других политических деятелей. Выпустил альбомы Портреты (1922) и 17 портретов (1926); почти весь тираж последнего был - из-за наличия в нем "врагов народа" - уничтожен. Его живописный портрет Л.Д.Троцкого (1923, Центральный музей вооруженных сил, Москва) стал предварением "сверхчеловечески"-героичных образов вождей в тоталитарном искусстве. Вершиной книжного искусства Анненкова явились романтически-сюрреальные и в то же время орнаментально-четкие иллюстрации к Двенадцати А.А.Блока (1918), созданные в творческом общении с автором поэмы. Массу переизданий выдержал украшенный им Мойдодыр К.И.Чуковского (1923).

Выехав в 1924 в заграничную командировку, обосновался с 1925 в Париже. По-прежнему много работал как дизайнер книги и сценограф (сотрудничал с Дж.Баланчиным, Н.Ф.Балиевым, Ф.Ф.Комиссаржевским, С.М.Лифарем, Л.Ф.Мясиным, Б.Ф.Нижинской, М.А.Чеховым). Порой выступал как художник и режиссер одновременно, ставил русскую классику в парижских театрах "Плейель" и "Вье-Коломбье" (1941-1957), а также в театре Монте-Карло (1961). В станковом творчестве в 1940-е годы переходил к трехмерным абстрактным коллажам. Внес выдающийся вклад в искусство кино, создав, в основном в духе классического модерна, декорации и костюмы более чем к 60 фильмам, в том числе к лентам Ф.А.Оцепа, Кристиан-Жака, М.Офюльса, Р.Сьодмака. За фильм Мадам де: Офюльса (1953) получил премию "Оскар". В СССР наибольшей известностью пользовался оформленный им фильм об А.Модильяни - Монпарнас, 19 Ж.Беккера (1957). В 1945-1955 был президентом профсоюза технических работников кинематографа Франции. Работал как художник-постановщик и на французском и западногерманском телевидении (Вишневый сад Г.Хильперта по А.П.Чехову, 1959, и др.).

Как писатель дебютировал сборником стихов Четверть девятого (Петроград, 1919); затем выпустил (под псевдонимом "Б.Темирязев") Повесть о пустяках (Берлин, 1934). Опубликовал много статей о театре и кино в западноевропейской прессе, а также (на французском языке) монографии Одевая звезд (Париж, 1955) и Макс Офюльс (Париж, 1962). Среди его литературных, как бы "иронически-символистских" работ выделяется собрание мемуарных очерков Дневник моих встреч. Цикл трагедий (Нью-Йорк, 1966; первое переиздание на родине мастера - Л., 1991), - пестрая панорама российской, в том числе и советской культуры, написанная критически-острым пером.

Умер Анненков в Париже 12 июля 1974.

 
перейти на Первую страницувверх
Copyright © 2003-2011 Анненков Я.Ю.
email: yaroslav@annenkov.ru