Анненков.ru - Перейти на первую страницу
 
Анненков (настоящая фамилия Кокин) Николай Александрович

Николай Александрович Анненков

Анненков (настоящая фамилия Кокин) Николай Александрович (1899-1999), родился в селе Инжавино в купеческой семье. После окончания церковно-приходской школы и Тамбовского реального училища решил стать инженером-железнодорожником и поступил в Московский институт. Но увлечение театром заставило Н.А. Анненкова покинуть институт. Вскоре он поступил в Высшие театральные мастерские при Малом театре и стал актером этого театра. Свыше двухсот ролей сыграл Н.А. Анненков. С 1946 года Николай Александрович стал преподавателем в театральном училище имени М. Щепкина, потом профессором, заведующим кафедрой. Его учениками были Олег Даль и Павел Луспекаев. Талант большого артиста был отмечен присвоением ему звания Народного артиста СССР. Трижды удостаивался Государственной премии СССР.

(Королев Ю.А. Выдающиеся люди Тамбовского края. Биографический справочник. Тамбов, 1995.)

Патриарх Малого театра - наш земляк (К 100-летию со дня рождения народного артиста СССР Николая Анненкова )

Случай уникальный в истории мирового театра. Ни в одной Книге Гиннеса подобного не обнаружишь: 21 сентября театральная общественность Москвы, труппа Малого театра отметили 100-летний юбилей выдающегося актера современности Героя Социалистического Труда, профессора и художественного руководителя театрального училища имени М.С. Щепкина, трижды лауреата Сталинской премии Николая Александровича Анненкова. Уникальность этого случая состоит не в том, что наш земляк дожил до этой почетной даты (такие случаи встречались и встречаются), а в том, что он свой юбилей встретил на сцене Малого театра, исполняя роль Луп-Клешнина в драме А.К. Толстого "Царь Борис". Кроме названой роли, он исполняет еще и Фирса в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад". Сам он по этому поводу говорит без ложной скромности: "Такого не бывало еще никогда и нигде на земле. Не было ни в Америке, ни в Англии, ни во Франции Только у нас в России". И это действительно так.

А начинал Анненков свой путь в искусство1 Впрочем, все по порядку. Родился Николай Александрович Кокин (Анненков - его театральный псевдоним) в селе Инжавине в купеческой семье. Детство прошло на берегах Вороны. Закончил церковно-приходскую школу, затем Тамбовское реальное училище. Об актерской карьере не помышлял. Мечтал стать инженером-путейцем, сдал экзамены в Московский институт железнодорожного транспорта. И тут грянула революция. Великая Октябрьская. И она закружила юношу в своем вихре. Он по этому поводу говорил: "С момента прихода Советской власти у меня было интуитивное ощущение, что это моя власть, близкая сердцу1 Поэтому я и вступил добровольно в Красную Армию". Демобилизовался же он из нее только в 1922 году. То есть прошел тяжелые кровавые университеты гражданской войны. Были в его военной одиссее и радостные страницы - участие в армейском драматическом кружке. Не это ли определило дальнейший интерес да и саму судьбу Николая Александровича? Впрочем, если быть до конца точным, то следует вспомнить, что впервые на театральные подмостки он поднялся в родном Инжавине, выступал и в Народном доме города Кирсанова. Об этом юбиляр вспоминал с улыбкой: "Как всегда, в драмкружке не хватало исполнителей мужских ролей - мне и дали роль старика, у которого всего одна фраза была, всякий раз, как только он появлялся, говорил: "Мне бы сейчас рюмочку водки и пирожок с капустой". Я имел успех - вернее фраза моего "гостя". Потом я стал получать роли более молодых героев".

Одним словом, театр околдовал молодого провинциала, и он подался в Москву. Здесь на Смоленской площади была сценическая площадка, на которой выступали самодеятельные артисты и профессионалы. Все они приехали в столицу, как сказал поэт, на ловлю счастья. И счастье улыбнулось инжавинцу: его заметила мать знаменитой Елены Гоголевой (тоже актриса) и посоветовала поступить в один из профессиональных театров Москвы. Обещала содействие и поддержку. Но он выбрал другой путь - учебу в училище при Малом театре, увлекся системой Станиславского и овладел ею в совершенстве.

А начинал свою профессиональную жизнь в 1924 году у самого Остужева. Это он вводил его на роль Мити в пьесе А. Островского "Бедность не порок" (кстати, Островский стал его любимейшим драматургом). За 75 лет Николаем Анненковым на сцене Малого театра сыграно более трехсот ролей, да каких! В его активе сложнейшие роли мирового классического репертуара. Вот несколько из них: Жданов в "Доходном месте", Басов в "Дачниках", Молчалин в "Горе от ума", Григорий Отрепьев в "Борисе Годунове", Ихменев в "Униженных и оскорбленных", Черкун в "Варварах", Орловский в "Лешем", матрос Швандя в "ЛюбвЯровой"1 Дело в том, что наш земляк - актер без амплуа, ему по плечу любая роль. И всегда он убедителен и высоко профессионален. Для него характерна исключительная концентрация душевных сил, а о его работоспособности ходят в театре легенды. Он стремился обогатить системой Станиславского творческий метод Щепкинского дома (как часто называют Малый театр) и во много преуспел в этом. Вот что говорят о нем его коллеки, большие мастера театрального искусства.

Виталий Соломин, художественный руководитель Малого театра, ученик Анненкова: "Анненков - это уникальная фигура. Дожить до таких лет в наше время - это уже подвиг. Но выходить на сцену, играть Фирса в "Вишневом саде" - это случай беспримерный, единственный в своем роде. Анненков - это рыцарь подлинной сцены, символ актерского мужества и трудолюбия. Спасибо инжавинской земле, что она вырастила, родила такого удивительного актера и человека".

А. Яблочкина: "Анненков - артист тонкий, человечный, с очень сильной лирической нотой. Любознательный, жадный ко всему новому".

Т. Битрих-Еремеева: "Я счастлива, что встретилась в работе с Николаем Александровичем Анненковым, в котором нашла доброго партнера, правдивого и мудрого артиста".

Э. Марцевич: "Николай Александрович Анненков - ревностный и верный служитель театральной религии, исповедующий правду, человечность и красоту".

В. Коршунов: "Анненков - уникальный пример подвижничества, одержимости, которые помогают оставаться на сцене".

Могучий старец стал живой историей Малого театра, хранителем великих традиций, идущих от Щепкина, Мочалова до Царева, Рыжовой, Ильинского, Турчаниновой и Садовских. Он до последних дней чаровал своим искусством, поражая всех нас высочайшим мастерством. "Для меня работа и есть счастье, - говорил он. - И только она дает мне силы, чтобы жить".

Журналист Леонид Жмырев обратился к патриарху московской сцены перед его кончиной с просьбой сказать несколько слов тамбовцам. "Скажите моим дорогим землякам, что я так же горячо люблю тамбовскую землю и ее людей, как в молодости. И хотя я покинул Инжавино почти 80 лет назад, сердцем я не расставался с родным краем никогда. Пусть мои земляки мужают в наше трудное время, не бросают друг друга в беде и надеются на лучшее".

Овсянников И. ("Кирсановская газета", 20 октября 1999 г.)

 
перейти на Первую страницувверх
Copyright © 2003-2011 Анненков Я.Ю.
email: yaroslav@annenkov.ru